Информация о ходе геологоразведочных работ на участках недр Еланское и Ёлкинское на территории Новохоперского района Воронежской области

Управление Росприроднадзора по Воронежской области (далее – Управление) осуществляет свои полномочия по государственному геологическому надзору строго в соответствии с  Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016  № 494 и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196.

В соответствии с  п. 4 Положения Управление осуществляет федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и иные полномочия в сфере недропользования, а именно:

— согласовывает нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

— по поручению центрального аппарата Росприроднадзора представляет в центральный аппарат Росприроднадзора предложения о выдаче разрешений на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза:

а) коллекций и предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии, костей ископаемых животных;

б) минерального сырья (природных необработанных камней);

в) информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья.

— направляет в центральный аппарат Росприроднадзора предложения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр;

— представляет уполномоченным органам, осуществляющим установление границ участков недр, предложения при подготовке в установленном порядке проектов решений о предоставлении права пользования участками недр — в отношении участков недр федерального значения;

— принимает участие в работе комиссий, создаваемых Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами для рассмотрения материалов по изменению границ участков недр.

— принимает участие в работе комиссий, создаваемых Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых  и  иной проектной документации на выполнение работ, связанных пользованием участками недр.

В соответствии с положениями Административного регламента должностные лица, осуществляющие федеральный государственный геологический надзор, проводят проверки по следующим вопросам:

— соблюдение пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органов государственного горного надзора);

— выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

— наличие утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

— достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

— соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

— достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поисках, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

— сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

— достоверность и обоснованность представляемых пользователями недр материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

— предотвращение самовольного пользования недрами;

— предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

— достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Так, им образом, к указанному виду надзора входит  надзор за выполнением условий пользования недрами лицензий, выданных ООО «Медногорский медно-серный комбинат».

Так, в период с 2013 по 2016 г.г. в отношении юридического лица – ООО «ММСК» были проведены шесть внеплановых выездных проверок по следующим основаниям:

— п.п. а) п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

— во исполнение Поручений Минприроды России от 03.06.2013 № 023873/07 и Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 № АД-П9-3610 об организации ежегодных проверок выполнения ООО «Медногорский медно-серный комбинат» лицензионных условий при освоении Еланского и Елкинского участков недр.

Нарушений требований природоохранного законодательства и нарушений условий пользования недрами, предусмотренных лицензиями, при проведении указанных проверок не установлено.

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 23.04.2015 № П9-20582 поручение Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 № АД-П9-3610 об организации ежегодных проверок выполнения ООО «Медногорский медно-серный комбинат» снято с контроля с 03.04.2015 и соответственно поручение Росприроднадзора от 13.06.2013 № ВС-02-02-31/8250 о проведении ежегодных внеплановых проверок отменено.

В 2017 – истекший период 2018 г.г. основания для проведения внеплановых проверок в отношении ООО «ММСК» отсутствовали.

Однако, в рамках поручения Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ООО «ММСК» дважды в год представляет информацию о ходе проводимых работ. Поэтому Управление также отслеживает какие работы и на какой стадии  проводит компания.

Вместе с тем, Управление считает необходимым проинформировать, что в Управление ежегодно поступает несколько десятков обращений от граждан и юридических лиц по вопросу разработки медно-никелевых месторождений,  только за истекший период 2018 года в Управление поступило более 10 таких обращений.

Одним из основных вопросов, затрагиваемых в этих обращениях, является требование о запрете на разработку и добычу медно-никелевых руд. Как правило, такие обращения направляются в адрес Президента Российской Федерации, Правительства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Но для рассмотрения и ответа все они оказываются в нашем Управлении. При этом, нужно понимать, что принятие таких решений не входит в компетенцию Управления Росприроднадзора по Воронежской области. Управление наделено лишь полномочиями по осуществлению контроля за правильность и своевременностью выполнения условий пользования недрами.

Следующим важным вопросом, которые поднимаются в поступающих обращениях – это вопрос повышенной радиации и ненадлежащего качества питьевой воды на территории Новохоперского муниципального района. Этим вопросом вплотную занимается Управление Роспотребнадзора, поэтому обращения с такими вопросами направляются в Управление  Роспотребнадзора для рассмотрения по компетенции.

Еще ряд вопросов задают противники разработки никеля на территории Воронежской области. Это, например, негативное воздействие проводимых геологоразведочных работ на рядом расположенный Хоперский государственный природный заповедник, уничтожение черноземов в районе проведения работ, наличие повышенной радиации при разработке, обмеление и загрязнение реки Хопер и многие другие вопросы.

Все поступающие обращения Управлением рассматриваются в рамках полномочий, заявителям направляются ответы в установленные сроки.

Как вы знаете, в настоящее время завершился первый этап реализации проекта. По его итогам  ООО «ММСК» представило на госэкспертизу отчёты с результатами геологоразведочных работ на Еланском и Ёлкинском месторождениях, был подписан итоговый протокол, утвердивший запасы и заключения по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) постоянных разведочных кондиций месторождений с учётом их отработки шахтным способом. Совокупно по двум месторождениям при условии доразведки запасы никеля составляют около 1 млн. тонн, что считается достаточным для возможной промышленной разработки.

В настоящее время ООО «ММСК» приступило к подготовке технического проекта разработки медно-никелевых месторождений в Воронежской области. При этом, подготовка, согласование и утверждение проектов на разработку месторождений  по актуализированным условиям лицензионных соглашений к лицензиям ВРЖ 15395 ТР и ВРЖ 15396 ТР предусмотрены не позднее 25.07.2020. С этой целью заключен договор от 01.12.2017 с ООО «Уральская горно-проектная компания» на разработку проектной документации: «Технический проект разработки Еланского месторождения сульфидных медно-никелевых руд» и «Технический проект разработки Елкинского месторождения сульфидных медно-никелевых руд». Это второй этап обязательных к выполнению лицензионных соглашений.

Согласно условиям лицензий, технический проект разработки месторождений по готовности должен пройти все необходимые согласования и заключения, в том числе, и  оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), предполагающую открытые общественные слушания. После прохождения этих стадий и признания проекта рентабельным до июля 2021 года ООО «ММСК» предстоит начать строительство объектов инфраструктуры и самого горнодобывающего комбината.  Ввод ГОК в эксплуатацию планируется на 2026 год. Это и будет являться началом его работы.

Дополнительно Управление информирует, что в 2017 году на участках недр Еланское и Ёлкинское полностью завершен ликвидационный тампонаж разведочных скважин и в настоящее время на указанных участках проводится мониторинг в соответствии с разработанной и согласованной в Департаменте по недропользованию по ЦФО «Центрнедра»  программой мониторинга компонентов природной среды на участках недр федерального значения Еланский и Ёлкинский Новохоперского района Воронежской области на 2018-2020 гг.

сосны, лес



Общественный диалог

01.03.2018
Руды и металлы новохопёрских медно-никелевых месторождений
 
22.02.2017
Кандидат химических наук ВГУ: «Не никель нужно ставить в кружочек и перечеркивать»

Александр Наумов выступил в качестве эксперта на заседании Общественного совета

 
18.01.2017
Александр Плаксенко: «Появится ли на востоке области крупный работодатель, станет ясно до конца года»

В конце прошлого года Уральская горно-металлургическая компания объявила об окончании геологоразведочных работ на медно-никелевых месторождениях в Новохоперском районе


 
Все новости